Потерпевший крушение Ан-22 — самый большой в мире турбовинтовой самолетДаниил Иринин (Редактор отдела «Наука и техника»)

Фото: MOD Russia / Globallookpress.com
Во вторник, 9 декабря, стало известно о крушении тяжелого транспортного самолета Ан-22 «Антей» в Фурмановском районе Ивановской области. Машина совершала плановый облет после ремонтных работ. Известно, что самолет рухнул через несколько часов после последнего сеанса связи, который состоялся в 11:00 по московскому времени. «Антей» разработали для перевозки тяжелого вооружения, техники и войск, а также других грузов.
Самолет мог упасть из-за неисправности
Минобороны России сообщило, что Ан-22 упал в безлюдном районе. Власти Ивановской области подчеркнули, что населенные пункты региона при крушении «Антея» не пострадали. Для установления обстоятельств катастрофы к месту падения вылетела комиссия Воздушно-космических сил (ВКС) России.

Фото: Bulkin Sergey / news.ru / Globallookpress.com
Источники «Коммерсанта» допустили, что причиной крушения самолета могла стать техническая неисправность. По их словам, борт эксплуатировали более 50 лет.
Очевидцы рассказывали, что Ан-22 начал разваливаться в воздухе. Обломки самолета упали в Уводьское водохранилище рядом с деревней Иванково.
ВКС планировали отказаться от «Антеев»
В июне 2024 года командующий Военно-транспортной авиацией (ВТА) ВКС генерал-лейтенант Владимир Бенедиктов сообщил, что ВТА откажется от Ан-22 до конца года.
«Здесь базируется 12-я дивизия, она называется самой тяжелой дивизией в мире, потому что на вооружении сейчас состоят Ан-124. (…) И до этого были легендарные «Антеи», эксплуатацию которых в этом году, к сожалению, мы прекращаем», — сказал он.

Фото: Bulkin Sergey / news.ru / Globallookpress.com
При этом действующие Ан-22 замечали ранее в 2025 году. В конце января военный летчик и автор Telegram-канала Fighterbomber опубликовал ролик, демонстрирующий посадку «Антея». «Как летали, так и летают», — отметил автор.
Ан-22 совершил первый полет в 1965 году
«Антей», разработанный в конструкторском бюро Олега Антонова, совершил первый полет в 1965 году. Ан-22, который стал первым в мире широкофюзеляжным самолетом, выпускался до 1976 года. За это время было собрано 67 машин.
Масса пустого Ан-22 составляет более 118 тонн. При этом он может взять на борт до 80 тонн груза. Силовая установка самолета получила четыре турбовинтовых двигателя НК-12МА мощностью 15,2 тысячи лошадиных сил каждый.
Ан-22 доставляли грузы в ходе войны в Афганистане и совершали сотни рейсов при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Также они обеспечивали вывод западной группы войск в начале 1990-х годов. На базе Ан-22 разрабатывали ряд проектов специализированных самолетов, включая поисково-спасательный Ан-22ПС и Ан-22Р с баллистическими ракетами класса «воздух — поверхность».
Назначенный ресурс Ан-22 — 26 лет
Назначенный ресурс тяжелого самолета составил 26 лет, или 6500 часов. Поэтому были проведены работы по продлению срока службы. Например, в 2007 году стало известно, что Ан-22 получат новые двигатели и оборудование. Тогда сообщалось, что это позволит использовать «Антеи» минимум до конца 2010-х.

Фото: Юрий Королев / РИА Новости
В 2012 году источник «Известий» в ВВС России рассказал, что Анатолий Сердюков, занимавший пост министра обороны, принял решение о продлении срока эксплуатации Ан-22 до 2020 года.
